Виктор Васин

15.12.2017

Виктор Васин

На фотографии справа с гитарой в руках улыбающийся мужчина. Душа компании — двукратный чемпион СССР 1955, 1958 годов, заслуженный тренер РСФСР Виктор Васин (1928-1992). Человек с большим личным оба­янием, никогда не унывавший, умевший пошу­тить. Всем было с ним легко, каждый чувство­вал себя в его обществе непринуждённо. Виктор был всегда очень приветливым и каждого встре­чал доброй улыбкой.

Васин был гордостью Ленинграда. В его бое­вом списке 216 боёв и 202 победы, в числе кото­рых победы над такими известными мастерами ринга как Г. Дарбайсели, А. Киселёв, И. Соболев, А. Коромыслов. Боксировал Васин в агрессивной манере, с поставленным, сильным, акцентиро­ванным ударом, проявляя волю, при хорошей технике и физической подготовке.

В пятидесятые годы бокс был необычайно по­пулярен у населения страны. Не был исключени­ем и город на Неве. Как утверждают знатоки, бокс горячил его жителей посильнее футбола. Имена чемпионов и претендентов гремели в заводских курилках, в трамваях, в пивных.

А в начале шестидесятых, когда ленинград­ские боксёры стали побеждать на европейских, мировых чемпионатах, Олимпийских играх, все мальчишки свихнулись на боксе. В каждом дворе десятилетние пацаны со знанием дела показы­вали раскрытую «агеевскую» стойку, собранную «стойку Попенченко». Записываться в секции бокса шли толпами, тренеры отбирали в секцию одного из пятидесяти жаждущих, но причастными к большому боксу чувствовали себя все.


Виктор Васин был добрейшим человеком в жизни и мужественным боксёром на ринге.

Г. Шатков


Ленинградцы обожали имя Васина, но далеко не все знали его в лицо. В пору триумфов Васина телевидения «для масс» ещё не было, в газетах загоняли спорт в дальний угол, а кинохроника, которую крутили в кинозалах перед художествен­ным фильмом, уделяла чемпионатам СССР се­кунды.

В шестьдесят четвёртом году пронёсся по городу слух: в кино, в «Гамлете», показывают Васина! Действительно, это было так, хотя сам Виктор Васин никогда не стремился стать актё­ром. После завершения боксёрской карьеры он работал тренером в СКА, и это его вполне устра­ивало. Дело в том, что киностудия «Ленфильм» располагалась неподалёку от Спортивного Клуба Армии, где трудились тренеры и спортсмены Ле­нинградского военного округа, люди надёжные и дисциплинированные. Если режиссёру требова­лись для фильма крепкие ребята — телефонный звонок, финансовый договорник, и к павильонам «Ленфильма» подкатывали в автобусах штан­гисты, боксёры, борцы на любой режиссёрский вкус.

Так в фильме «Гамлет» появился крошечный эпизод в сцене, где Офелия в исполнении несрав­ненной Анастасии Вертинской в тихом безумии раздаёт цветы. Рядом с ней стражник в латах и шлеме. Роль исполняет Васин.

Так вот, чтобы увидеть своего кумира, в кино­театры Ленинграда повалил народ. Процент зрителей, пришедших на этот фильм, в Ленинграде ока­зался в четыре раза выше, чем в целом по стране. Вот что писал в одной из своих за­меток ленинград­ский журналист Олег Стрижак: «...В кино, в «Гам­лете» показывают Васина! Тут уж и пионер, и старый токарь потащили свои сорок копеек в кассу кинотеатров. Заслуженные болельщики бокса торжественно шли в кино с семьями.

Имели место и «коллективные культпоходы», это я сам видел: на Большом проспекте Петро­градской стороны находился кинотеатр с довоен­ным и дореволюционным названием «Молния», а напротив наискосок помещалась знаменитая пивная. Там (как и везде в городе) подавали к пиву восхитительную подсоленную «соломку», солёные бублики и сухарики, там «для разгону» люди брали большую пивную кружку портвейна (настоящего, ибо «бормотуху» ещё не придума­ли) и большую кружку пива (тоже настоящего, из дубовой бочки, по технологиям ещё царизма), и начиналось удовольствие после рабочего завод­ского дня. И звучало из табачных туманов, как зов трубы: «Робя! Айда Васина смотреть!» Человек с пол­сотни, по виду — бывшие боксёры или борцы, допива­ли кружки и выдвигались из пивной в зимний вечер.

В кинозале — три с по­ловиной «интеллигента» в очках. Уже идёт фильм, и вдруг распахиваются двери и в зал вторгается громо­звучная ватага плечистых парней, согретых портвей­ном и пивом, с грохотом рас­саживаются.

Конечно, боксёру фильм Козинцева — непереноси­мая тягомотина. Кашляли, сморкались, грубо перегова­ривались, шаркали ногами, но мужественно терпели, ждали заветной минуты. И когда наконец на экране по­
являлось под выгнутым шлемом лицо с переби­тым носом и застенчивой детской улыбкой, в зале раздавался сокрушающий рёв, полный восторга: «Васин!!!»

Через несколько секунд вся грубая толпа гро­хотала по проходу и вываливалась вон, запуская к ошарашенным «гамлетоведам» волну зимней стужи и крутящийся снег.

«Гамлет» шёл в Ленинграде во всех кинотеа­трах, и возле каждой «киношки» имелась пивная (а то и три). Я знал компании, которые ходили в кино «на Васина» по восемь раз.


В 1970-е годы В. Васин ещё трижды снялся в эпизодах в лентах «Ленфильма». Но никакого интереса у старых болельщиков это не вызвало».


Назад в раздел