Свенсон Георгий Александрович и его значительное имя в декоративно-прикладном искусстве

25.07.2016

Георгий Свенсон - новое имя, открытое петербургским коллекционером Холкиным 4-5 лет назад, взбудоражило фалеристический мир. Поначалу, знатоки жетонов инициалы "Г.С." приписывали работам русского мастера Григория Самойлова.

Мастера-ювелира Свенсона Г.А. можно поставить в один ряд со знаменитыми учениками Карла Фаберже, такими, как Альфред Тилеман, В.Г. Николаев, Франц Бирбаум, Александр Тилландер, Густав Болин, А. Хольстрем, Э. Шрамм, Михаил Перхин, В. Скуратов, Г. Вигстрем, А.Ф. Хольминг; с мастерами фирм «Эдуард», «Николье и Плинке», Бриль и Гершман», Эдуарда Кортмона; с кудесниками наиболее известных 20 мастерских; с граверами серебряных заведений И.С. Хромова, Ивана Миронова; фабрик Д.И. Осипова, А.И. Фульда; с художниками московских артелей ювелиров.

9.JPG        23.JPG

Предки Свенсона представляли эмигрантов из Швеции, переехавших в Россию в 1845 году.

Георгий Александрович (а точнее Георг Карл Александр) родился в Санкт-Петербурге 11 марта 1883 г. Он был пятым старшим ребенком в семье Джозефа Александра Свенсона и Катарины Оттилии Бостельман.

Владелец золотых и граверных дел мастерской проживал на улице Комиссаровская-Дзержинского ныне Гороховая, дом 21. Начинал как кустарь-одиночка, затем организовал артель из трех человек по изготовлению ювелирных украшений с клеймом «Г.С.». Женился на уроженке г. Себеж Витебской губернии Анне Ивановне Голубевой.

Конец 20-х, начало 30-х оказались самыми продуктивными в его творческой деятельности. К сожалению, золотые изделия не сохранились. Да и тиражи знаков и жетонов были скорее единичными, этим и объясняется их редкость на фалеристическом рынке страны.

Когда с 30-х годов в СССР стала ликвидироваться индивидуальная деятельность кустарных мастеров, ужесточился контроль со стороны государства над драгметаллами, НЭП приобрела форму сворачивания; ленинградские ювелиры высылались из города, попадали в тюрьмы.

24.JPG         Браун.JPG

В июне 1938 г. Георгий Свенсон с женой вынуждены переселиться в Гетеборг к младшей сестре. В Швеции его высокий талант оказывается не востребованным.

Он до своей смерти 26 ноября 1948 г. работает шлифовальщиком-отделочником на машино-строительном предприятии. А жена, ранее помощница в ювелирном деле, устраивается швеей меховых изделий. Анна возвращается на Родину через 15 лет.

Такова творческая деятельность выдающегося мастера, с полной биографией которого можно ознакомиться в книгах знаменитого коллекционера Холкина Владимира Михайловича.

В популяризации русско-шведского ювелира  Холкину-питерскому врачу оказали помощь Бойнович Анатолий Донович, Скурлов Валентин Васильевич, Михаил Степанович Селиванов, Роман Урусов (возможно родственник дореволюционного коллекционера из Клинцов Брянской области А. Урусова), Сергей Федорович Заремблюк и коллекционеры, историки из других стран. 

Хотя почерк, оттенки эмалей, клейма Свенсона на жетонах подделать нельзя, в последнее время возрастает количество фальшивок на фалеристических ярмарках и аукционах.

Назад в раздел