Роль промоутеров и телевидения важна не менее спортивного таланта

08.07.2016

Деньги вокруг ринга


Призовой фонд второго боя Кличко – Фьюри пока не обнародован. Но известно, что общий доход от их первого боя в Дюссельдорфе в ноябре 2015 г. составил $45 млн. Гонорар украинского боксера составил $23 млн, а британец заработал $8 млн. Заметим, что эти впечатляющие цифры далеко не самые крупные в сегодняшнем профессиональном боксе (см. «Топ-10 боксеров с самыми высокими гонорарами за бой»).

gonoraryi_1.jpg

Бокс уже почти триста лет является самым популярным видом спортивного единоборства. Не удивительно, что в ХХ веке, особенно с наступлением эры телевидения, профессиональный бокс стал глобальным рынком с многомиллионным оборотом.

Главные действующие лица современного бокса — не боксеры, а промоутеры, которые занимаются организацией боксерских вечеров и стратегическим продвижением карьер боксеров, находящихся у них на контракте. Имена таких промоутеров, как Дон Кинг, Боб Арум (который продвигает нашего Василия Ломаченко), Лу Дибелла, Эл Хэймон, известны сегодня не менее, чем имена великих чемпионов.

В то же время боксеры нередко страдают от грабительских условий контракта или неправильного продвижения карьеры. Поэтому иногда они меняют промоутеров, а наиболее активные сами становятся промоутерами. Так поступили в свое время братья Кличко, уйдя от немецкого промоутера Вильфрида Зауэрланда и основав свою собственную компанию K2 Promotions, которая ведет дела не только самих братьев (сегодня – только Владимира), но и других боксеров.

Текущими делами боксеров занимаются менеджеры. За спортивную подготовку отвечают тренеры и другой персонал – массажисты, врачи, тренеры по физподготовке, диетологи, спарринг-партнеры и т.д. Во время боев задействованы также секунданты и катмэны (специалисты по остановке кровотечения и обработке ран и рассечений). При проведении боксерских вечеров, которые на оперативном уровне организуют матчмейкеры, непременными фигурами выступают функционеры боксерских организаций, судьи, ринг-анонсеры, рингкард-герлз (девушки, выносящие таблицы с номерами раундов в перерывах). Разумеется, обязательными составляющими, как на любом крупном мероприятии, являются пресса, охрана, кейтеринг, мерчандайзинг (продажа фирменной атрибутики и брендированных товаров) и т.п.

Все это – расходные статьи для промоутеров и боксеров. Например, знаменитый ринг-анонсер Майкл Баффер с его призывом «Let’sgetreadytorumble!» (будем готовы к битве) стоит $25 тыс. за вечер, не считая оплаты его авиаперелета в бизнес-классе и проживания в пятизвездочном отеле. Кроме всего прочего, нужно еще оплатить и лицензии на проведение боев. Боксерских организаций, выдающих чемпионские пояса в многочисленных весовых категориях, много, и все хотят денег.

И когда мы читаем, что Владимир Кличко за бой с Тайсоном Фьюри заработал $23 млн, это вовсе не означает, что он положил всю эту сумму себе в карман. Ведь он, как совладелец компании K2 Promotions, сам себе является промоутером. Если отнять расходы на подготовку (вспомним столь любимые народом репортажи из тренировочного лагеря в альпийской деревушке Гоинг), уплату налогов и выплаты всем вышеназванным участникам события, от большой суммы остается в лучшем случае половина. Ну, а доход в боксе формируется из традиционных источников: телевизионные трансляции, продажа билетов, реклама.


Приз зрительских симпатий


Продажа прав на телетрансляцию боев приносит промоутерам около 80% дохода. В разных странах действуют разные подходы. Например, в США есть два платных телеканала – НВО и Showtime, которые показывают бои на всю планету. За просмотр в прямом эфире титульного поединка зритель по системе PPV (payperview – «плати и смотри») платит до $50-60.

Прошлогодний бой между Флойдом Мэйуэзером и Мэнни Пакьяо, который посмотрели 4,6 млн телезрителей (при рекордной стоимости просмотра – $90), принес телеканалу НВО наивысший доход в истории – $410 млн (см. «Топ-10 боев с самым большим числом просмотров по PPV»).

gonoraryi_2.jpg

В Европе система PPV встречается редко, например, в Англии. А вот в Германии ведущие каналы ARD, RTL и ZDF оплачивают проведение турнира промоутеру за его организацию. Компания Вильфрида Зауэрланда Sauerland Events получала от канала ARD 500-600 тыс. EUR на организацию вечеров бокса с участием Николая Валуева. При этом промоутер может продавать права телетрансляции зарубежным каналам. Братья Кличко во время их совместной карьеры имели контракт с каналом RTL на пять боев (на 15 млн EUR), который автоматически продлевался после истечения срока. Сегодня компания Кличко KMG (Klitschko Management Group) продает права на каждый конкретный поединок Владимира Кличко отдельно.

Кстати, бой Кличко – Фьюри транслировался на 150 стран мира. В Украине с 2008 г. телевизионным партнером братьев Кличко является телеканал «Интер», который традиционно не разглашает условия сотрудничества, но наверняка не остается в убытке, поскольку бои Кличко всегда становятся наиболее рейтинговыми передачами на канале. Рекордным стал бой Владимир Кличко – Александр Поветкин (5 октября 2013 г.), который посмотрели 23% всех телезрителей страны.

Естественно, что телеканалы, являясь главным финансовым ресурсом современного профессионального бокса, зачастую играют определяющую роль в том, кто с кем, где и когда должен встречаться. А факторами, определяющими зрительский интерес и готовность заплатить за просмотр, являются известность боксеров, значимость поединка (титульный, прощальный, реванш и т. п.) и сопутствующая интрига (личные счеты, возвращение знаменитости и проч.). Но бывает, что боксеры, стоящие на контрактах у разных телекомпаний, из-за этого не могут встретиться друг с другом.

Ну, а затраты телеканалов окупает реклама. Например, 30-секундный ролик на RTL во время чемпионского поединка Владимира Кличко и Тони Томпсона стоил от 100 тыс. EUR.

Статья продажи билетов составляет до 15% совокупных доходов боксерских промоутеров. Рекорд стоимости также принадлежит бою Мэйуэзер – Пакьяо 2 мая 2015 г. на арене комплекса MGM Grand (15,5 тыс. мест) в Лас-Вегасе. Средняя стоимость одного билета составила $11 тыс., при этом самые дорогие билеты шли по $141 тыс., а самые дешевые – по $2,57 тыс. Отметим, что при такой цене билеты разлетелись в интернете за несколько минут, в открытую продажу поступила только 1 тыс. билетов, а вскоре начались спекулятивные перепродажи на сайтах типа еBay и StubHub.

В 1993 г. Дон Кинг организовал чемпионский бой Хулио Чавеса с Грегом Хогеном на стадионе «Ацтека» в Мехико. Поединок пришли посмотреть 132 тыс. зрителей (рекорд, не побитый до сих пор), что позволило промоутеру получить неплохую выручку от продажи относительно недорогих билетов.

Рекламные поступления – третий источник дохода промоутеров. Маркетологи утверждают, что отдача от спортивного спонсорства выше, чем от прямой рекламы. Причем речь идет не только о мелькании логотипа компании во время трансляции поединка – на бортах и помосте ринга, на угловых панелях, на трусах и боксерках спортсменов и т.д. Также работает и частое упоминание спонсоров в интервью с боксерами, действуют скидки при участии спортсменов в рекламных роликах и т. д.

Разумеется, выдающиеся боксеры сами часто зарабатывают на рекламе. Например, знаменитый Костя Цзю заработал на ринге около $15 млн, а на рекламе – почти $20 млн. Братья Кличко тоже заработали немало денег на рекламных контрактах – в частности, с фитнес-сетью McFit, производителем витаминных препаратов Eunova, немецкой государственной компанией Telekom, автозаводом Mercedes, брендом HugoBoss (см. «Топ-10 самых богатых боксеров мира»).

gonoraryi_3.jpg

Конечно же, чемпионами и кумирами публики становятся лишь немногие спортсмены. Основная масса боксеров далека от заоблачных гонораров. По данным Американского бюро трудовой статистики, средний заработок ординарного боксера-профессионала в США составляет $40-75 тыс. в год. В Европе джорнимены (боксеры-середняки) получают за бой от 500 EUR до 5 тыс. EUR. Но из этих сумм нужно платить менеджерам и секундантам, да и часто выходить на ринг невозможно по определению – чисто физически. Это тяжелая, опасная и зачастую неблагодарная работа.


Почему потяжелели доходы легковесов


Мировой профессиональный бокс высших достижений – это глобальный рынок. Чем больше бокса, тем больше денег. Отсюда отсутствие единых, как во многих других видах спорта, версий определения сильнейших – сегодня в мире имеется 12 различных структур (ассоциаций, федераций, организаций, советов), которые разыгрывают чемпионские титулы.

Но реальный вес и престиж имеют только четыре из них: WBA (Всемирная боксерская ассоциация), WBC (Всемирный боксерский совет), IBF (Международная боксерская федерация) и WBO (Всемирная боксерская организация). К тому же сегодня наличествует целых 17 весовых категорий – через каждые два-три килограмма. Кстати, в начале ХХ века их было всего три – легкая, средняя и тяжелая.

Ведь это все титулы, рейтинги и зрительский интерес. Хотя иногда утверждают, что с финансовой точки зрения есть только две категории – супертяжелый вес и все остальные. Бои гигантов, где исход может решить один удар, доминируют в боксе по части зрелищности. Как говорится, «чем они тяжелее, тем громче падают». Гонорары тяжеловесов как правило намного превышают призовые боксеров других категорий.

В Америке чемпиона в тяжелом весе издавна называют вторым человеком в стране после президента. Соответственно, боксеры-звезды, как правило, относятся к числу наиболее высокооплачиваемых профессиональных спортсменов. Впервые в истории бокса рубеж в миллион призовых за поединок был взят в 1921 г. в титульном бою тяжеловесов Джек Демпси – Жорж Карпантье (см. «Топ-10 боев с самыми большими сборами в истории мирового бокса»).

gonoraryi_4.jpg

Однако в последние годы наметилась иная тенденция: бои супертяжеловесов по зрительскому интересу и их гонорары по размеру стали уступать бойцам более легких весовых категорий. Самые высокие гонорары сегодня у полусредневесов (до 66,7 кг) Флойда Мэйуэзера и Мэнни Пакьяо. В центре зрительского внимания – средневесы (до 72,5 кг) Геннадий Головкин и Сауль Альварес, Роман Гонсалес (легчайший вес, до 50,8 кг). Сегодня в топ-десятке рейтинга лучших боксеров мира вне весовой категории (poundforpound) нет ни одного тяжеловеса. Кстати, наш Василий Ломаченко (второй полулегкий вес, до 59 кг) занимает в этом рейтинге 7-е место.

Так случилось, в том числе, и по вине братьев Кличко, которые так и не сумели покорить американскую публику – по причине рационального и не очень зрелищного бокса. К тому же аудитория США очень тяжело отдает свои симпатии иностранцам. А своих талантливых тяжеловесов в последние годы в Америке появилось очень мало. В итоге большие деньги потихоньку перетекают из самого престижного дивизиона к бойцам полегче и поинтереснее.


 Украина: в мире и дома


Хотя понятие «украинский профессиональный бокс» по праву олицетворяют братья Кличко, первыми чемпионами из Украины на международном профессиональном ринге были не они. Еще в январе 1995 г. мариупольский боксер Александр Гуров неожиданно для всех стал чемпионом Европы в первом тяжелом весе, нокаутировав в Париже в первом раунде француза Норберта Экасси.

Талантливые украинские боксеры-любители, перейдя на профессиональный ринг, сумели добиться серьезных успехов (см. «Украинские боксеры-профессионалы – чемпионы мира»).

gonoraryi_5.jpg

Сегодня поясами чемпионов мира владеют украинцы Виктор Постол (WBC, до 63,5 кг) и Василий Ломаченко (WBO, до 59 кг). На подступах к титулу по версии WBO в первом тяжелом весе находится Александр Усик, которому 17 сентября предстоит бой с чемпионом мира поляком Кшиштофом Гловацким. И, конечно же, мы надеемся на то, что 29 октября Владимир Кличко в бою с Тайсоном Фьюри вернет себе три чемпионских пояса – WBA, WBO и IBO.

На волне популярности братьев Кличко профессиональный бокс в Украине стал поступательно развиваться. Национальная лига профессионального бокса Украины (НЛПБУ), получившая в 2003 г. от Госкомспорта статус национальной федерации, представляет Украину в международных организациях, выдает лицензии на проведение турниров, ведет рейтинги, следит за соблюдением прав боксеров.

В партнерстве с Лигой тогда начали вести свой бизнес ведущие промоутерские компании Украины – киевская NationalBoxPromotion, которую со временем поглотила K2 Promotions братьев Кличко, донецкая UnionBoxPromotion, львовская «Зіркипрофесійного боксу».

Однако в силу украинской специфики – телевизионного рынка, который стремится взимать деньги со спортивных структур, а не платить им; бедности населения, которое не в состоянии платить высокие цены за билеты; дефицита современных арен и т.п. – профибокс в нашей стране, в основном, был и остается дотационным бизнесом. Исключение составляет разве что компания братьев Кличко K2 PromotionsUkraine, у которой есть серьезные телевизионные и рекламные партнеры. По словам генерального директора компании Александра Красюка, вложив в организацию боксерского вечера порядка $200 тыс., можно получить $20 тыс. прибыли.

В докризисные времена главным финансовым ресурсом украинского бокса были вложения меценатов и спонсорские средства. Взнос генерального спонсора для проведения боксерского турнира в Украине составлял $50-100 тыс. Официальный спонсор раскошеливался на сумму примерно $25-50 тыс., а просто спонсор – на $10-20 тыс. в зависимости от уровня турнира.

Но сегодня профибокс в Украине переживает сложные времена. В последние годы с рынка исчезли несколько довольно серьезных промоутерскиx компаний и группа новичков, которые после многообещающих стартов так и не смогли укрепиться на рынке бокса. Тем не менее, некоторые смельчаки рискуют выходить на рынок – как, например, киевская компания Sparta Boxing Promotion, которая устраивает интересные турниры, мастер-классы и шоу.

Но основное внимание украинских поклонников бокса сегодня нацелено на карьеры наших боксеров в США. Там вслед за Василием Ломаченко и Виктором Постолом успешно продвигаются к высоким местам в рейтингах, титулам и большим деньгам Александр Гвоздик, Тарас Шелестюк, Евгений Хитров, Вячеслав Шабранский, Иван Редкач и другие талантливые украинские мастера. Возможно, со временем кто-то из них по образцу братьев Кличко откроет в Украине свои школы, клубы, промоутерские компании, которые будут работать на развитие украинского бокса.

Игорь Левенштейн

Назад в раздел